Одной из основных причин потери работоспособности стиральных и посудомоечных машин, наряду с нестабильным напряжением, является образование накипи на нагревательном элементе и других частях машин. Раньше накипь на нагревательном элементе в большинстве случаев приводила к выходу его из стоя, но проходило довольно много времени до момента, когда смесь солей и порошка образовала губительной слой, в результате которого обмен нагревателя с водой практически разрывался, происходил перегрев и выход из строя. Чаще всего этот процесс происходил в течении 6–9 лет и только любители стирать на температурах 60 и более градусов меняли нагреватели раньше. Но сейчас львиная доля современных машин содержит блоки электронного управления процессом нагрева и имеют много защит, одна из которых – отключить машину при малейших замыканиях нагревателя, которые теперь могут возникнуть не только из-за перегрева, но и в результате воздействия солей на оболочку нагревателя и образования проржавевших раковин, через которую в нагреватель попадает влага. Защита теперь может сработать не в момент нагрева, а в начале стирки, не давая вам постирать белье даже в холодной воде, как можно было у старых машин с механическим управлением. Поэтому сейчас встает актуальнее вопрос профилактической чистки стиральных и посудомоечных машин. Многочисленные наблюдения и опросы показали или очень малую, или практически ничтожную пользу «Калгона» и других смягчающих воду средств. А причина банальна — во всех порошках, производимых в России уже есть основной химический компонент, содержащийся в «Калгоне». Поэтому добавляя его вы мажете на хлеб с маслом еще масла. Вкуснее бутерброд не становится.
Единственный способ защиты машин от накипи – периодическое использование средств для снятие накипи – антинакипинов. Сейчас на рынке имеется в основном 2 вида антинакипинов:
1. На основе лимонной кислоты.
2. На основе смеси минеральных и органических кислот – сульфаминовой кислоты.
Первые – дешевле, но обладают меньшим эффектом, т. к. работают только на больших температурах и требуют для большей эффективности длительного поддержания температуры, близкой к 80–90 градусов, что невозможно обеспечить на машинах с электронным управлением (по программе нагрев происходит до нужной температуры и дальше не поддерживается). Поэтому обрабатывать таким антинакипином машину приходиться намного чаще, чем средствами на основе сульфаминовой кислоты. В среднем при стирке в основном на режимах в 40, 50 градусов, из которых четверть стирок делать на режимах в 60 градусов – периодичность обработки на должна превышать 15 стирок. Если же использовать антинакипин на основе сульфаминовой кислоты – периодичность обработки при тех же условиях эксплуатации машины составит 50–70 стирок. Кроме того, несмотря на относительную дороговизну такого антинакипина, есть еще ряд преимуществ. Во-первых, это — кислота и взаимодействие с металлом нельзя исключить, но сульфаминовая кислота практически не влияет на металл и продолжает растворять соли при низких температурах, что позволяет раствор антинакипина оставлять в технике на длительное время, гарантируя тем наибольшее растворение накипи за одну обработку. Во-вторых, обработка антинакипином на основе сульфаминовой кислоты не приводит к разбуханию и, соответственно, к более быстрому выходу из строя и порывам резиновых патрубков и сальнику, защищавшему подшипники, на которых вращается барабан. Что нельзя сказать о средствах для смягчения воды, добавляемых при каждой стирке вместе с порошком, широко рекламируемых по телевидению. Использование их и приводит к разбуханию и к быстрому стиранию сальника, защищающего подшипник барабана.
Обработка антинакипином